Жилищнобытовые условия проживания ребенка

Содержание
  1. Образец заполнения акта обследования условий жизни несовершеннолетнего
  2. Учителям. Для размышления об актах обследования условий жизни несовершеннолетних
  3. Памятка по заполнению акта обследования жилищно-бытовых условий
  4. Акт обследования жилищно-бытовых условий
  5. Для чего необходим акт обследования жилищных условий
  6. Оформление акта
  7. Юридически значимые последствия документа
  8. Акт обследования жилищных условий
  9. Акт обследования жилищно-бытовых условий
  10. Для чего составляется акт обследования жилищных условий
  11. акта обследования жилищных условий
  12. Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4
  13. Что выясняется при проведении обследования
  14. Оформление результатов 
  15. Образец заполнения акта обследования жилищно-бытовых условий семьи в 2020 году
  16. Форма
  17. Какие бывают виды жилищно-бытовых условий
  18. Когда проводится проверка жилищно-бытовых условий
  19. Несовершеннолетнего
  20. Учащегося
  21. Неблагополучной семьи

Образец заполнения акта обследования условий жизни несовершеннолетнего

Жилищнобытовые условия проживания ребенка

Психолого-педагогическая служба

МБОУ СОШ №38

г. Норильск

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ “СОШ № ___ “

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные).

Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости).

Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая ( если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, “гостинка”), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

Выводы:

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

Рекомендации:

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

4. Оформление материальной помощи (по необходимости)

Учителям. Для размышления об актах обследования условий жизни несовершеннолетних

15.02.2011, 01:25 · 38910

Совершенно случайно в Интернете наткнулся на любопытную статью про образование. Касается она актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего . Классные руководители хорошо знают, что это за страшные бумаги) Хоть статья и датируется сентябрём 2009 года, но она актуальна и сейчас.

на новостном портале open.by. Комментировать её не стану – думайте сами. Ниже привожу её полный текст.

“Учителей заставляют проверять холодильники в квартирах учеников”

Родители учащихся одной из школ в Барановичах рассказали о новой инициативе чиновников от образования.

– Мы до сих пор в шоке, – сообщили родители. – 3 сентября в нашей школе прошло родительское собрание, и классный руководитель сообщила, что учителей обязали проверить условия, в которых живут их учащиеся. Классных руководителей, учителей начальных классов обязали оформить”Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего” на каждого ученика класса.

Эти акты раньше составлялись на детей из неблагополучных семей, а сейчас якобы чиновники от образования Брестской области решили проверить все семьи. Учителям предлагают узнать и записать, сколько зарабатывают родители ученика, в какой квартире – приватизированной или нет – они живут, какая и в какой комнате стоит мебель.

Предлагают даже заглянуть в холодильник и запротоколировать, какие в нем есть продукты.

Наша классная слезно просила, чтобы родители сами заполнили эти акты, продиктовала пункты, на которые надо ответить. Она понимает, что интересоваться зарплатой родителей некорректно. И заглядывать в холодильник тоже не совсем прилично.

Но с нее требуют отчетности, а учителя – люди подневольные, работают на контрактной основе. Многие родители отказываются заполнять эти акты.

Мы понимаем, что классную могут наказать, но, с другой стороны, создавать прецедент и отчитываться перед школой, сколько мы зарабатываем и что едим, не хочется.

Официально:”Представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали”

Неужели на самом деле учителей заставляют проверять содержимое холодильников и заглядывать в кошелек родителей? Чтобы прояснить ситуацию, журналисты позвонили в Управление образования Барановичского горисполкома.

– Классный руководитель обязан знать, чем и как живут его дети, – считает заместитель начальника управления Мария Светлакова. – Он обязан посетить семью каждого ученика для того, чтобы на ранней стадии выявить неблагополучные семьи. Это проводится в рамках декрета президента №18 от 2006 года.

Всегда обследуются семьи, дети в которых находятся в социально опасном положении и состоят на контроле. Есть и специальные инструкции, они содержатся в сборнике нормативных документов Министерства образования.

И существуют, к слову, разные виды актов.

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и посещение классным руководителем семьи учащегося с целью знакомства – это абсолютно разные вещи.

Я сама лично проводила совещание с заместителями директоров школ и социальными педагогами и объясняла, как надо себя вести в семье ученика. Знать, что содержится в холодильнике, не обязательно, если это семья благополучная. Нужно посмотреть, как оборудовано рабочее место школьника. А если мама пьяная и папа пьяный, тогда надо и в холодильник заглянуть.

Я, конечно, буду проводить дополнительное совещание по разъяснению, потому что требовать акты обследования жилищно-коммунальных условий каждого ученика не надо. Это абсолютно превратное понимание. Видимо, представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали.

Мнение юриста: посещение квартиры учащихся может проводиться только на добровольной основе

– Я уверен, что на республиканском уровне такого нормативного акта, как обследование жилищно-бытовых условий всех школьников, быть не может, потому что он нарушает многие законодательные нормы, в том числе и конституционные, – говорит юрист, председатель юридической комиссии РПОО”Белорусский Хельсинкский комитет” Гарри Погоняйло.

– Прежде всего – тайну личной жизни. Никто без каких-либо законных оснований не может проникать в жилище. Кроме того, любое посещение классным руководителем или другим педагогом квартиры или дома учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или иных взрослых, с которыми он проживает.

Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, отобрании ребенка и т.д.

Но даже эти действия могут быть обжалованы заинтересованными лицами, если в результате этих действий происходят нарушения прав ребенка, прав родителей.

На мой взгляд, ретивость белорусских чиновников достигает абсурда. функция педагога – давать ребенку знания. Безусловно, он должен замечать, как выглядит ученик, опрятно ли одет, накормлен ли, как себя ведет.

И если у педагога возникают опасения, он должен побеседовать с родителями.

Если же ситуация настолько сложна, что требуются административные меры, тогда надо действовать в соответствии с законом и выяснять подробности бытовой характеристики семьи, в которой воспитывается школьник.

А загружать и без того загруженных ненужной писаниной учителей еще и подобными исследованиями профилактического характера, подвергать всех подозрению, что они плохо воспитывают детей, бессмысленно. Хотя в тоталитарном государстве желание контролировать все и всех может приобретать и такие абсурдные формы.

Инициатив, касающихся школы, в последнее время немало.

Например, предлагается законодательно закрепить норму о материальной ответственности родителей учащихся за порчу имущества учебных заведений.

Председатель комиссии”палаты представителей” по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович рассказал, что проект Кодекса об образовании предусматривает дисциплинарную ответственность для учителя, ученика и родителя. За нарушения предполагается ввести штраф.

Проект Кодекса об образовании планируют принять на предстоящей осенней сессии в первом чтении. Затем документ будет дорабатываться и уже принят во втором чтении.

Памятка по заполнению акта обследования жилищно-бытовых условий

по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Источник: http://iskovoepismo.my1.ru/publ/primery_zapolnenija/obrazec_zapolnenija_akta_obsledovanija_uslovij_zhizni_nesovershennoletnego/11-1-0-256

Акт обследования жилищно-бытовых условий

Жилищнобытовые условия проживания ребенка

Обследование жилищно-бытовых условий семьи осуществляется при подозрениях на неблагополучие родителей и ненадлежащее воспитание детей. Обязанность возлагается на социального педагога, учителя или воспитателя ребенка.

Процедура понадобится в следующих случаях:

  • когда дети проживают в стесненных условиях, не имеют возможности полноценно проводить досуг, выполнять домашнее задание, т.е. у них нет отдельно оборудованного пространства для воспитания и развития;
  • если семья состоит на учете в качестве неблагополучной и ситуация свидетельствует о расстройствах ребенка, вызванных напряженной ситуацией между родственниками;
  • проживание ребенка в антисанитарных условиях.

Изучение условий проживания семьи не означает, что родители будут сразу ограничены в праве на воспитание ребенка или лишаются родительских прав.

Процедура необходима для процессуальных целей – чтобы оставить ребенка на попечение одного из родителей, лишить родителя права на воспитание ребенка либо изъять несовершеннолетнего из семьи и передать его на воспитание приемным родителям, поместить в социальное учреждение.

Проверка условий проживания нужна при необходимости усыновления ребенка или помещения его под опеку. Могут изучаться условия проживания опекунов, усыновителей – на съемном жилье или в квартире, частном доме, которые находятся в частной собственности. Претенденты на опеку или усыновление должны подтвердить, что у них есть все необходимое для проживания и полноценного воспитания ребенка.

Для чего необходим акт обследования жилищных условий

Проверка нужна в случаях:

  1. Если ребенок нарушает в учебном учреждении дисциплину, появляется на занятиях в неопрятном виде, совершает правонарушение и (или) провоцирует окружающих на асоциальное поведение. Тогда процедура предусматривает профилактические цели: выяснить причину плохого поведения несовершеннолетнего. Если результаты обследования свидетельствуют о нарушениях прав и интересов ребенка, то инициатор процедуры обязан обратиться в органы опеки и правоохранительные структуры.
  2. С целью постановки ребенка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних или помещение в закрытое воспитательное учреждение – если ребенок совершил преступление, но в силу возраста не может быть привлечен к уголовной ответственности.
  3. Если ребенок изымается из семьи и решается вопрос о его помещении в социальное учреждение, либо под опеку близкого родственника, располагающего необходимыми условиями для проживания несовершеннолетнего.
  4. При изменении семьей места жительства, продажи доли ребенка в общей недвижимости, приобретении жилья для несовершеннолетнего как гарантии того, что ребенок, при отчуждении его имущества, не останется без места жительства.
  5. Если на родителей несовершеннолетнего поступила жалоба в связи с подозрением на жестокое обращение с детьми.
  6. Когда ребенок получил травму и есть подозрения полагать, что она была получена из-за ненадлежащего воспитания и материального обеспечения несовершеннолетнего.

Исчерпывающего перечня, когда потребуется проверка жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, не предусмотрено.

Инициировать процедуру вправе социальные педагоги и органы опеки, в том числе по поручению суда, сотрудников правоохранительных органов.

С проверкой также вправе явиться инспектор по делам несовершеннолетних, участковый врач, сотрудники полиции, работники санитарно инспекции, БТИ.

При проверке учитывается количество человек, проживающих в квартире или частном доме.

Принимается во внимание состояние жилого помещения, его соответствие санитарным нормам, наличие у ребенка места для сна, выполнения домашнего задания, проведения досуга.

Учитывается техническое состояние жилья, наличие необходимых продуктов, наличие у ребенка одежды, его обеспеченность лекарствами, лечебным, диетическим питанием (при наличии у несовершеннолетнего хронических заболеваний).

Проверка возможна в любое время суток. Уполномоченные лица вправе явиться без предупреждения либо уведомить родителей и других законных представителей несовершеннолетнего о предстоящем мероприятии.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются следующие обстоятельства:

  • наличие основных ресурсов, необходимых для обеспечения ребенка;
  • состояние здоровья ребенка, наличие потребности в медицинской помощи, выявление или отсутствие признаков грубого обращения с несовершеннолетним;
  • внешний вид ребенка, соблюдение им гигиены, наличие одежды, обуви;
  • уровень социальной адаптации несовершеннолетнего, наличие навыков общения;
  • состав семьи, окружение ребенка, взаимоотношения между членами семьи.
  • материально-бытовой уровень обеспечения семьи – наличие у ребенка одежды, школьных принадлежностей, игрушек, иных средств, необходимых для полноценного развития.
  • выявление фактов, которые свидетельствуют об угрозе жизни, здоровью несовершеннолетнего. Каждая ситуация принимается во внимание индивидуально. Могут быть установлены факты пренебрежительного отношения к ребенку, психического, физического насилия над ним.

При проверке жилищно-бытовых условий учитывается общее состояние недвижимости – ремонт, чистота санузла, наличие необходимых инженерных коммуникаций и коммунальных услуг.

Оформление акта

Акт проверки жилищных условий должен быть составлен в течение трех дней после завершения проверки.

Документ оформляется в двух экземплярах, каждый из которых заверяется начальником учреждения, инициировавшего проверку.

Один экземпляр документа должен быть представлен органам опеки, второй – остается в учреждении. Заверенная органами опеки копия акта направляется по месту проживания родителей, если оно известно.

Если по результатам проверки выясняется, что у детей нет необходимой заботы родителей, то в течение 1 дня после проверки об этом должны быть уведомлены органы опеки.

В акте указывается:

  • Состав комиссии.
  • Сведения о семье, проживающей по конкретному адресу.
  • Приводится полная характеристика жилого помещения, указывается наличие или отсутствие в нем необходимых удобств, в том числе лифта, телефона.
  • Отдельно указывается состав семьи: Ф.И.О. каждого совместно проживающего с ребенком родственника, место работы / учебы, наличие заболеваний и т.д.
  • Может указываться наличие в квартире домашних животных, приводятся иные установленные обстоятельства жизни ребенка.
  • По итогам проверки в акте формулируется заключение комиссии. Каждый специалист ставит в нем свою подпись.
  • Документ датируется, составляется рукописным или печатным способом.
  • В бланке может проставляться печать организации, специалисты которой выполняли проверку.

В процессе обследования может вестись фотографическая съемка и видеозапись, но для этого может потребоваться согласие владельца жилого помещения.

Юридически значимые последствия документа

Последствия зависят от содержания документа:

Положительное заключениеОтрицательное заключение
Если заключение положительное, то семье могут быть рекомендованы определенные мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий ребенкаОтрицательное заключение может стать причиной негативных правовых последствий для родителей, усыновителей ребенка. На основании отрицательного акта уполномоченные органы вправе обратиться с исковым заявлением и инициировать процедуры лишения родительских прав либо предварительно изъять ребенка из семьи, когда есть основания полагать, что существует угроза его жизни и здоровью

Могут быть обследованы жилищно-бытовые условия отдельно проживающих родителей – например, когда один из них желает лишить другого родительских прав.

Акт считается письменным доказательством и может быть приобщен к материалам делам. На основании документа органы опеки подготавливают заключение относительно рекомендации лишения родителя права на воспитание ребенка.

акта может быть оспорено в суде ввиду необъективности указанной в документе информации и предвзятости сотрудников при его оформлении. Для оспаривания документа необходимо подавать административное исковое заявление, в том числе с требованием о проведении повторной проверки.

Спорные ситуации, связанные с воспитанием несовершеннолетних, нужно решать при помощи юриста.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/obsledovanie-zhilishhno-bytovyx-uslovij-semi

Акт обследования жилищных условий

Жилищнобытовые условия проживания ребенка

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий.

Такой документ составляется и при усыновлении ребенка, поступлении жалобы в государственный орган, правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п.

Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

В общем случае официальных требований актов нет. Однако Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 установлен специальный порядок и введена форма акта при проведении обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Скачать:

  Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Акт обследования жилищно-бытовых условий

20 апреля 2017 г.                            г. Жуковский Московская область                                                                       

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны.

Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная.

Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Члены комиссии

Соларова А.В.

Лазарев И.А.

Колосов П.В.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.

Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.

акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу доказательства по гражданскому делу или иметь юридическое значение) является:

  1. Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
  2. Наименование документа (акт), дата и место его издания
  3. Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
  4. Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
  5. Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
  6. Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.

Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.

Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.

Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

Что выясняется при проведении обследования

При проведении обследования выявляются:

1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

  • Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
  • Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
  • Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
  • Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
  • Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

2. Семейное окружение ребенка:

  • Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
  • Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

  • Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
  • Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
  • Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

4.

Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Оформление результатов 

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:

  • оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
  • выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
  • выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Источник: https://iskiplus.ru/akt-obsledovaniya-zhilishhnyx-uslovij/

Образец заполнения акта обследования жилищно-бытовых условий семьи в 2020 году

Жилищнобытовые условия проживания ребенка

Казалось бы, кому какое дело, в каких условиях проживает та или иная семья. Однако социальные службы эту ситуацию тщательно контролируют. Данные действия позволяют выявить граждан, которые не соблюдают санитарные нормы, и детей, нуждающихся в социальной защите.

Форма

Такие проверки осуществляются специальными комиссиями. Все подробности, в том числе и выводы, фиксируются при помощи соответствующего акта. Для его составления нет необходимости применять унифицированный бланк. Документ оформляется в свободном стиле. Но, несмотря на это, здесь обязательно должна присутствовать подробная информация не только о проверяемом жилище, но и о членах семьи.

Какие бывают виды жилищно-бытовых условий

В разных семьях условия проживания детей могут существенно различаться. Далеко не всегда они являются положительными. Представителям комиссии необходимо выявить, по каким причинам люди проживают в плохих жилищных условиях. Выделяется три основных вида бытовых условий:

  1. Неудовлетворительные. Как правило, этот вид подразумевает грубые нарушения гигиенических и санитарных норм. Например, это может быть чрезмерная сырость, появление грибка и плесени, плохое освещение, непригодная для питья вода. Также это и плохое техническое состояние жилища, к примеру, паразиты в квартире, опавшая штукатурка, протекающая крыша, шатаются стены.
  2. Удовлетворительные. Электричество, водопровод, газоснабжение и другие коммуникации присутствуют. Но при этом семья все-таки может нуждаться в какой-то помощи. Например, если семья насчитывает 3-5 человек, но при этом живет в однокомнатной квартире. Соответственно, эти жильцы нуждаются в расширении жилой площади.
  3. Комфортные. По сути, к этой категории относятся условия, уровень которых выше средних. Кроме основных, семья располагает и дополнительными условиями. Например, большое жилище находится возле магазинов, школ, медицинских учреждений. В доме имеется охрана, консьерж. Жилище находится в районе, где наблюдается развитая инфраструктура.

Как можно догадаться, в зависимости от вида условий принимается решение о постановке на учет, как семья, нуждающаяся в социальной помощи. У некоторых могут возникнуть мысли о том, чтобы намерено ухудшить свои бытовые условия для получения помощи от государства. Однако это бессмысленно. Нужно знать, если подобные махинации будут обнаружены, семье грозит серьезное наказание.

Когда проводится проверка жилищно-бытовых условий

Если говорить о детях, то проверка их жилищных условий может проводиться в разных случаях:

  • регулярное нарушение дисциплины учебных заведений. Сюда относятся драки, прогулы, ненадлежащее общение с учителями и сверстниками;
  • ребенка ставят на учет в полиции;
  • опекунов решили родительских прав, и решается, где он дальше будет проживать;
  • усыновление несовершеннолетнего. В этом случае тщательной проверке подвергаются жилищные условия новой семьи;
  • изменение места жительства. Проверяющие органы должны убедиться, что в новом жилище условия для жизни ребенка не будут ухудшены;
  • педагоги или соседи обратились в социальные службы. Обычно это жалобы на жесткое поведение родителей по отношению к ребенку;
  • ребенку понадобилась медицинская помощь из-за бытовой травмы. Возможно, она получена не случайно, а не из-за жестокого обращения опекунов;
  • несовершеннолетний находится под следствием, или на него подали заявление в полицию.

Нужно понимать, проверка жилищных условий способна предотвратить нежелательные последствия. Далеко не всегда комиссия приходит по предварительной договоренности. Нередко проверяющая группа может «нагрянуть» без предупреждения, что позволит увидеть реальную картину.

Несовершеннолетнего

При составлении такого акта комиссия определяет уровень жизни ребенка, который еще не достиг восемнадцати лет. При осмотре специалисты проверяют

  •  статус и доходы семьи;
  • здоровье ребенка;
  • насколько жилище соответствует санитарным нормам;
  • есть ли у ребенка одежда и обувь;
  • как ребенок реагирует на посторонних людей;
  • насколько проживание в этом доме является безопасным;
  • имеется ли у ребенка место для сна, проведения досуга, выполнения уроков.

Образец

Скачать

Учащегося

Необходимость проверки условий жизни ученика возникает в том случае, когда он регулярно не выполняет домашние задания, отличается плохим поведением в школе, агрессивно общается не только со сверстниками, но и с преподавателями.

Ответственные лица проверяют не только наличие места для отдыха и учебы, но и все необходимые школьные принадлежности. Как можно догадаться, для школьника должны быть созданы все условия, чтобы он имел возможность нормально обучаться.

Также инспекторы определяют, помогают ли родители учить домашние задания, или ребенок предоставлен сам себе.

Образец

Скачать

Неблагополучной семьи

Существует множество различных причин, по которым семья может считаться неблагополучной. Некоторые из них, получив такой статус, стараются поддерживать нормальные условия проживания. Однако это бывает далеко не во всех семьях. Многие нуждаются в помощи социальных служб.

Если жилищные условия не отвечают требованиям, комиссия должна определить причины, по которым возникла данная ситуация. Нередко это связано с тем, что члены семьи просто не желают вести нормальный образ жизни. Нередко в состав проверяющей группы входит психолог, который и должен объяснить членам семьи, что они выбрали неправильный образ жизни.

Бывают ситуации, когда после таких профилактических работ выявляется, что семья продолжает аморально себя вести, употреблять алкоголь и наркотики, не заниматься воспитанием детей, или наоборот, воспитывать их слишком грубо. В этом случае семье может быть отказано в социальной помощи.

Если в семье есть дети, социальные работники могут поднять вопрос о лишении родительских прав.

Образец

Скачать

Молодой семьи

Что касается проверки жилищных условий молодой семьи, то здесь имеется множество противоречий. Специалисты утверждают, в таких проверках нет смысла, так как многие молодые семьи не в состоянии создать для себя хорошие условия.

Но здесь необходимо понимать, государство, ни в коем случае не хочет как-то наказать. Наоборот, его целью является выявление семей, которые нуждаются в помощи.

Например, если семья проживает в плохих жилищных условиях, она может быть поставлена в очередь на получение новой квартиры.

Но для получения такой помощи условия проживания действительно должны быть плохими. Если в квартире нет ремонта, его просто можно сделать. Гораздо хуже дела обстоят, если квартира слишком маленькая.

Закон предусматривает, что на каждого члена семьи должно быть не менее 18 квадратных метров. Сегодня имеется множество семей, где на каждого члена приходится не больше 10 квадратных метров жилой площади.

Естественно, такие ситуации неприемлемы.

Кроме этого, ответственные лица должны определить социальный статус молодых людей. Имеется ли у них работа, или еще проходят обучение. Если не работают, следует определить причину отсутствия работы. Возможно, им нужна помощь в трудоустройстве. При аморальном образе жизни молодой семье может понадобиться консультация психологов, наркологов и других специалистов.

Образец

Скачать

Источник: https://aktinfo.com/obsledovaniya-zhilishhno-bytovyh-uslovij-semi/

Нужные законы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: