Новые права человека

Права и свободы человека и гражданина

Новые права человека

Статьи

Линия УМК Никитина. Обществознание (5-9)

Обществознание

Право

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

27 августа 2019

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока.

Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.

Включает схемы, таблицы, иллюстрации.

Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире.

При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин».

Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/

Номера вместо имен и вечная

Новые права человека

По сообщению РИА “Новости”, сенатор Ирина Рукавишникова (доктор юридических наук и декан юрфака, кстати сказать) вышла с предложением, поддержанным многими её коллегами по Совету Федерации – закрепить на законодательном уровне (внести в закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”) такое понятие, как “самоизоляция”. Логика при этом приводится просто убийственная. Мол, поскольку вопросы самоизоляции в законодательстве не прописаны (т. е., говоря по-русски, введение оной являлось беззаконием) и введены были “с колёс”, потому как прописывать времени не было (мы не могли рисковать здоровьем граждан!), то надо теперь это беззаконие как-то узаконить, чтобы, если понадобится – ррраз! – и снова ввести. Прописав заранее ситуации, в которых такой режим вводится, определив заранее его порядок и права глав регионов по его введению.

Инициативу коллеги горячо лоббирует другой юрист – первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев:

Мы как юристы не имеем права гадать, продлится ли пандемия или будет ли её вторая волна. Мы должны создать прочный законодательный резерв, чтобы в будущем у нас было чёткое понимание, что такое самоизоляция, когда мы можем её вводить, в каких пределах, её порядок и так далее.

Я, конечно, не юрист, но как журналист, русским языком владеющий, понимаю, что вообще-то “само-изоляция” – это такая изоляция, в которую человек садится по своей воле, а не по приказу мэра или губернатора, тем более – противоречащего конституционным правам граждан.

Ладно бы ещё было введено, как того Конституция требует, чрезвычайное положение, а так – “чрезвычайное непонятно что”.

Заперли людей по домам, лишили работы и денег, обязали всех носить перчатки и намордники (которые, кстати, от вируса не защищают, что даже ВОЗ признала), далее ста метров от дома без выданного мэрией числового “аусвайса” отходить запретили.

И ладно бы только заболевшим, так нет! – и всем здоровым тоже! Оформлять пропуска по интернету заставляют (в России же, как известно, у каждой пенсионерки компьютер с интернетом есть и пользоваться гаджетами она умеет!), а выйдешь без пропуска – полиция штрафует так, что любые гаишники обзавидуются.

Проверка соблюдения режима самоизоляции.  Андрей Никеричев / АГН “Москва”  

Если весь этот беспредел “самоизоляцией” называть, то получается, что мы САМИ всё это с собой сотворили, по доброй воле. То есть нация коллективно сошла с ума. На почве коронавируса.

И теперь всё это тотальное сумасшествие осталось только узаконить. Но тогда давайте хоть называть его правильно: юридически это “домашний арест” называется.

Да только ведь и на него сажают и браслет контрольный на ногу надевают только по постановлению суда, а никак не по желанию губернатора.

Так вот, теперь всю эту “принудительную изоляцию и ограничение гражданских прав” (давайте уж называть вещи своими именами!), вводимую пару месяцев назад как исключительно временная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами, предлагается сделать обычной практикой, дописав в закон, по какому поводу всегда можно будет граждан без суда принудительно изолировать и права их конституционные нарушать. А повод, сами понимаете, найдётся: вон, представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович в эфире “России 24” заявила, что “за первой волной пандемии по всему миру может последовать вторая”. И ведь последует, будьте уверены! Пока у ВОЗ деньги от Клинтонов и Гейтса не кончатся.

А наши и рады стараться! Перефразируя знаменитые слова Лаврова, так и хочется сказать нечто вроде “Юристы, блин…”

“Большой брат” следит за вами!

Но ладно бы юридическое безумие поразило один только Совет Федерации! Так нет! Из той же серии принятый 21 мая 2020 года Госдумой в третьем чтении закон ФЗ № 759897-7 “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации”, который вступит в силу с 2023 года, а полностью начнётся его реализация с 2026 года.

Согласно этому закону, Федеральная налоговая служба РФ, собрав воедино данные двенадцати (!) ведомств, среди которых МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Росморречфлот, ФОМС, ФСС и др.

, создаст небывалую по объёму информации федеральную базу данных о каждом из нас, содержащую информацию по ТРИДЦАТИ (!) параметрам, включая ФИО, дату и место рождения, все записи по линии ЗАГС, СНИЛС, ИНН, семейное положение, родственные связи и ряд других.

Причём обещания, что сбор сведений ограничится этими “30 параметрами” никто не давал – возможно, завтра сведения о нас станут собирать по 130 позициям.

Короче говоря, база будет содержать все данные о каждом из нас: нажал некто “допущенный” кнопочку – и вот ты весь перед ним. Не то что голенький, а даже ещё и препарированный.

Данные будут собирать принудительно, обо всех не только россиянах, но также иностранцах и лицах без гражданства, включая временно работающих в РФ.

Все органы власти обязаны (!) будут передавать в Единый регистр все данные о гражданах вне зависимости от согласия этих самых граждан. И уж, конечно, никто не собирается больше испрашивать согласия этих самых граждан на использование их персональных данных.

То есть совершается банальный правовой беспредел: органы власти принуждаются принятым законом к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных.

Делается это вроде как ради облегчения сбора налогов, но мы же не дети и понимаем, что на самом деле цель – контролировать каждого из нас в каждом нашем шаге, когда нас всё же выпустят из принудительной изоляции.

Между тем собирать в один реестр полный набор сведений обо всех гражданах страны – это вообще чистое безумие:

Мало того, что при этом нарушается ФЗ РФ “О персональных данных” (ст.5), гласящая:

Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

Мало того, что закон кардинально противоречит поручению президента РФ председателю правительства РФ от 26 апреля 2017 г., предписывающему в качестве одного из основных принципов обработки данных в государственных информационных системах “минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач”.

Мало того, что игнорируется постановление Конституционного суда РФ от 22.06.2010 N 14-П о том, что

цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод,

ибо в статье 55 Конституции РФ подобного основания для ограничения прав граждан вообще не предусмотрено.

Наконец, мало того, что принудительный сбор и обработка персональных данных граждан является прямым нарушением статьи 24 Конституции РФ (впрочем, нарушение Конституции в процессе “карантинных” мер уже стало делом привычным).

Так кроме всего прочего, принятие закона “О едином реестре” несёт колоссальные угрозы не только гражданам, но и государственной безопасности! Речь идёт о сохранности собранных данных, к которым (внимание!) доступ будут иметь ВСЕ органы власти (федеральные, региональные, местные) вне зависимости от сферы своей деятельности, а также органы управления внебюджетными фондами, нотариусы, избиркомы и многофункциональные центры. То есть ни о какой секретности собранных сведений речь в принципе не идёт! Никаких сомнений, что данные немедленно утекут в криминальную сферу и станут основой для массы преступлений против граждан. Но не менее важно, что при известной зависимости элементной базы и программного обеспечения наших электронных систем от импорта информация быстро утечёт (а то и будет банально продана) за границу, что существенно облегчит задачу сбора данных о России всем иностранным разведкам.

Кстати, по информации газеты “Коммерсантъ”, создание подобной “базы данных на каждого” шокировало даже ФСБ, справедливо усмотревшую в этом угрозу утечки данных о следователях, судьях, сотрудниках спецслужб, подопечных “службы защиты свидетелей” и других лицах, пользующихся государственной защитой. Примерно так же несколько раньше чекистов шокировал мэр Собянин, предписавший спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать у него в мэрии (!) пропуска на все свои машины: в том числе используемые в оперативной работе, перевозящие деньги и радиоактивные материалы, охраняемых лиц и т. д. Тогда мэру сумели доходчиво объяснить, что он не прав, но как теперь объяснишь это Госдуме, оперативно и без какого-либо обсуждения проавшей в трёх чтениях за закон, имеющий гораздо более опасные риски для безопасности людей?!

Собянин предписал всем спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать в мэрии (!) пропуска на все свои машины. АГН “Москва”  

Мало того, что даже ФСБ (!) считает “крайне опасной” идею столь полной централизации информации.

Она также высказывает сомнения по поводу эффективности и сохранности такой базы, поскольку в законе ни механизм интегрирования данных из разных ведомств не прописан, ни тот, кто будет нести за это ответственность, не определён. А уж что при весьма широком допуске к базе данных из неё вскоре уплывут, в том числе – за границу – сомнений никаких.

Что в имени тебе моём?

Кроме того, есть ещё и этический момент, связанный с присвоением каждому из нас единого “идентификационного номера” (сейчас есть ИНН, СНИЛС и т. д.), по которому нас будут отныне различать.

Даже если отвлечься от ассоциаций с апокалиптическим “числом зверя”, наносимым каждому для идентификации на лоб или на руку, то всё равно факт остаётся фактом: согласно свежепринятому Закону (ч. 8 ст.

8), все включаемые в реестр сведения о человеке образуют единую запись, которая идентифицируется не повторяющимся более нигде индивидуальным номером.

Который таким образом становится фактически новым “именем” человека, под которым его и будет знать “цифровое государство” и под который отныне будут собираться все сведения о нём. То есть будет человек отныне не “Иван Иваныч Иванов”, а № NNN.

Но, может быть, замена человеческого имени на понятный электронной “машине” номер – это “международная практика”, которой наши либералы так любят следовать? А вот и нет! В Англии, где “реестр населения” и идентификационные ID-карты ввели было в 2006 г.

, их отменили уже в 2010-м, как нарушающие неприкосновенность частной жизни и угрозу безопасности. Конституция Португалии (ст. 5) запрещает “присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер”. Конституционный суд Венгрии в 1991 г.

признал присвоение гражданам такого номера антиконституционным, поскольку личный номер “стал символом тотального контроля над гражданами” и рассматривает человека как объект.

Если кого-то это не убеждает, то есть ещё одно постановление – Нюрнбергского трибунала 1945 года, которое в числе прочих злодеяний фашизма признало присвоение людям номеров “преступлением, не имеющим срока давности”. И лично я что-то не слышал, чтобы решения Нюрнбергского трибунала кто-то отменял. Даже такие затейники, как Госдума с Советом Федерации.

Похоже, наши думские законодатели настолько привыкли бездумно нажимать по приказу кнопки для ания, что на сей раз в спешке сотворили нечто не просто антигосударственное и антиконституционное, но и прямо подпадающее под действие Уголовного кодекса РФ, статья 137 коего гласит:

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия

карается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет.

А ведь депутатская неприкосновенность, на которую, как видно, уповают “нажимальщики кнопок”, действует лишь на период исполнения ими депутатских полномочий, и до выборов 2021 года остался всего год с небольшим…

Так что список всех авших “за” закон, перед будущими выборами извольте – на стол! И копию – в СКР. Правительства, инициировавшего закон, это, кстати, тоже касается.

А напоследок я скажу…

Право же, надо быть наивным до идиотизма человеком, чтобы поверить, что тотальный банк информации, который, несомненно, будет дополнен нашими биометрическими данными и разными прочими сведениями, скажем так, “интимного характера” мудрая власть собирает исключительно для упрощения сбора налогов и более ни для чего.

Особенно, если собираемое всестороннее досье на каждого из нас рассматривать в сочетании с уже созданной в Москве (разумеется, исключительно “в целях контроля соблюдения гражданами карантина”!) системы тотальной слежки за каждым из нас с распознаванием по лицам и системы контроля местоположения каждого по биллингу наших телефонов. Ну и, конечно же, с намерением узаконить “принудительную самоизоляцию” граждан и отмену их конституционных прав по воле губернатора. А в дальнейшем, вероятно, также мэра, управдома, проходящего мимо полицейского и т. д. – ибо нет предела креативному мышлению наших законодателей.

Куда более, чем на заботу о нашем здоровье, всё это нарастающее безумие похоже на систему тотального контроля и вмешательства в частную жизнь граждан, которая и не снилась Оруэллу с его “1984”. И которая, разумеется, никуда не исчезнет после прекращения эпидемии и “карантинных мер”.

То есть и здесь мы имеем всё то же – превращение некой “временной” и “вводимой только в чрезвычайной ситуации” меры, связанной с ограничением наших конституционных прав в нечто постоянное, законное и не подлежащее изменению.

Никогда. Независимо от нашей воли. Хотя по Конституции мы, народ, кажется, всё ещё считаемся “источником всякой власти”. Если, конечно, наши не в меру шустрые законодатели и здесь “под коронавирус” что-нибудь втихаря не изменили.

Грустно это всё, граждане. И, что самое неприятное, всё чаще повторяемые пророчества о грядущем “цифровом фашизме” уже не кажутся большинству из нас проявлениями конспирологии.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/nomera-vmesto-imen-i-vechnaja-samoizoljacija-novye-zakony-uzhe-gotovy_255432

Какие «поколения» прав человека существуют?

Новые права человека

В 70-е годы XX века была предложена концепция «поколений прав человека», которая основывалась на времени их возникновения. В итоге все права человека по этому признаку разделили на три поколения:

  • Первое поколение — личные и политические права, которые были провозглашены еще во времена Великой Французской революции и американской борьбы за независимость.
  • Второе поколение — это социально-экономические и культурные права. Их провозглашение и закрепление произошло в результате борьбы народов за улучшение своего положения.
  • Третье поколение — к нему относят коллективные права на мир, на здоровую окружающую среду, на развитие и другие.

Права третьего поколения еще не утвердились, многие специалисты вообще сомневаются в том, что можно говорить о коллективных права в контексте прав человека. Ведь последние — это права каждого отдельного человека, а третье поколение говорит о правах различных групп лиц.

Права первого поколения

Эти права условно разделают на две группы: личные и политические.

Личные права и свободы называют еще гражданскими, большая часть которых принадлежит каждому человеку от рождения. Они являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

«Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Первое поколение прав является фундаментом свободы каждого человека. Гражданские права формулируются негативным образом, т. е. обязывают государство их не нарушать.

К этим правам относят:

  • право на жизнь;
  • право на уважение чести и достоинство человека;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • свобода передвижения;
  • неприкосновенность частной жизни и др.

Лишь в исключительных и прямо предусмотренных законом случаях допускается ограничение некоторых личных прав.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Многие из политических прав связаны с гражданством (подданством), т. е. принадлежат только гражданам определенного государства. Также они в полной мере могут быть реализованы в полном объеме как минимум с момента достижения гражданином совершеннолетия, а иногда еще позже.

Например, быть избранным на пост Президента РФ может быть гражданин не младше 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

К политическим правам относят:

  • право на участие в управлении делами государства;
  • право избирать и быть избранным;
  • свобода слова;
  • право на мирные собрания и т. д.

Первыми юридическими актами, закрепляющими права человека, стали акты английского конституционализма: Петиция о правах (1628 г.), Habeas Corpus Act (1679) и Билль о правах (1689).

Но самым известным документом является французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Права второго поколения

К этому поколению относят экономические, социальные и культурные права.

Они стали результатом борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти права определяют положение людей в сфере труда, их благосостояние, социальную защищенность.

К социально-экономическим права относятся:

  • право на труд;
  • право на отдых;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и т. д.

Культурные права обеспечивают духовно-нравственное развитие людей, помогают каждому человеку стать полезным членом общества. Это:

  • право на образование;
  • право на доступ к культурным ценностям;
  • право на творчество;
  • право на использование результатов научно-технического прогресса и т. д.

Первым государством, в котором были закреплены и приняты права второго поколения, стал СССР. Он же впоследствии добился внесения положений о социально-экономических правах в акты международного права.

Права третьего поколения

После обострения во 2-й половине XX века глобальных проблем — в первую очередь экологической — и вступления наиболее развитых стран в постиндустриальную эпоху заговорили о коллективных правах.

В частности, это право на безопасную окружающую среду, право на доступ к информации, право на безопасность.

Отличительная особенность этого поколения прав: они являются правами всего человечества. Эти права не связаны с конкретной личностью, а диктуются принадлежностью к какой-то группе людей. При этом действует принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права человека и гражданина.

Государство, которое обеспечивает осуществление основных прав человека, а также их охрану и защиту называют правовым. Конституции многих стран содержат положение о том, что они являются правовыми государствами (в т. ч. и Конституция РФ).

Однако, на сегодняшний день это во всех случаях является лишь декларацией, целью, а не реально существующим положением вещей.

Источник: Википедия

Обложка: pixabay.com

——————————-

С уважением, Альберт Садыков (дата публикации: 21.09.2018)

——————————-

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legalsense/kakie-pokoleniia-prav-cheloveka-suscestvuiut--5ba4f541c0ee7000ab184050

Нужные законы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: